Одним из главнейших принципов работы с детьми – это установление рабочего альянса с терапевтом, т.е. таких доверительных отношений, которые бы способствовали дальнейшему раскрытию ребенка. Важно, чтобы ребенок мог вступить в контакт с тем, кто готов принять его таким, каков он в этот момент, кто рассматривает его как самостоятельную личность и уважает его право на независимое развитие. В этом случае маленький пациент может показать себя с иной стороны, которую ему было трудно обнаружить перед преподавателями или родителями.
Самый основной метод работы с детьми – это игра, которая позволяет понять, как ребенок существует в этом мире, как он выстраивает взаимоотношения, как познает мир. Для детей игра – это серьезное, полное смысла занятие, которое способствует их психическому, физическому и социальному развитию. Поскольку жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем он может выразить словами, то он использует игру, чтобы высказать то, что переживает. В относительно безопасной ситуации игры ребенок позволяет опробовать различные способы поведения, игра помогает ребенку справиться с травматическим опытом в своей жизни.
Во время встреч психолог наблюдает за процессом игры: как ребенок играет? Что выбирает? Чего избегает? Каков сюжет игры? Ведь то, как малыш играет, может многое рассказать о его реальной жизни. Пристальное внимание обращается на позы ребенка, его мимику, жесты, голос, речь.
Иногда поиграть приглашается кто-то из родителей. Так, например, из взаимодействия ребенка и матери во время игры можно почерпнуть очень большой объем полезной информации об их взаимоотношениях.
В работе с детьми так же очень эффективно используются методы песочной терапии, рисунок, лепка из глины и пластилина и др.